692

Как Nike Air Jordan 1 стали определяющими сникерами в уличной культуре

Перевод статьи “How the Nike Air Jordan 1 Became Streetwear’s Definitive Sneaker” автора Ross Wilson (Highsnobiety)

В настоящее время Air Jordan 1 являются одними из самых узнаваемых и любимых кроссовок на планете, и с этим трудно не согласиться. Обратившись к началу их истории, мы можем узнать, что Майкл Джордан в начале своей карьеры хотел заключить контракт либо с adidas, либо с Converse (Джордан был давним поклонником некоторых моделей Converse, таких как Fastbreak), но обе компании отказались брать к себе неопытного баскетболиста. А в то время, Nike была более известна как компания, ориентированная исключительно на беговые кроссовки, потому Майкл считал, что Swoosh – это шаг назад по отношению к тем двум брендам, которые он носил во время своего обучения в колледже в Северной Каролине.

Nike так стремился подписать новобранца из Chicago Bulls, что даже предложил Майклу поощрение на общую сумму в 2,5 миллиона долларов, включая разработку его собственной фирменной обуви и линии одежды, которой в то время не было не у одного баскетболиста в NBA. Первоначально, Air Jordan 1 1984-го года были обновленной версией старой модели Nike Air Ship Питера Мура с нанесением необычного “крылатого” логотипа на верхнюю часть кроссовок. После знакового «запрета» NBA черно-красной расцветки, Nike выкатила огромную рекламную кампанию, которая вместе с впечатляющим дебютным сезоном MJ сделала эти сникеры огромным хитом и позволила компании Nike разбогатеть аж на 130 миллионов долларов к концу 1985-го года.

Коммерческая польза от Nike Air Jordan 1 «Banned» началась в эпоху атлетов, которые поддерживали и рекламировали эти кроссовки. Но несмотря на это, сникеры стали более востребованы в уличной моде, а не в спортивной сфере. Air Jordan 1 являлись важной модной деталью, которая на протяжении многих лет стала основой уличной культуры и ключевым моментом для становления компании Nike мировым гигантом. Именно таким мировым гигантом, каким мы видим его сегодня.

Мое личное знакомство с Nike Air Jordan 1 началось еще в 1986 году, причем оно не имело никакого отношения к баскетболу, но имело ко всему тому, что связано со скейтбордингом. Будучи молодым непримечательным скейтером, живущим в сельской Англии до изобретения Интернета в 1980-х годах, моей самой важной связью с внешним миром являлся журнал Thrasher, печатающийся в Сан-Франциско. Копии журналов было довольно трудно найти в Великобритании, поэтому каждый выпуск, который мне посчастливилось приобрести, был для меня самым драгоценным и читался подобно религиозной литературе – от корки до корки.

Еще тогда журнал печатался на газетной бумаге, причем большая часть контента и рекламы была представлена в черно-белом виде. В выпуске за июль 1986-го года появился девятистраничный лонгрид о Sacto Streetstyle comp – одном из первых крупных событий, который был посвящен новому стилю – скейтбордингу, известному как «уличное катание». Я был очарован изображениями на весь небогатый цветовой диапазон. Там были такие значимые фигуры, как Марк «Гонз» Гонзалес и Стив Кабеллеро, разбегающийся перед двойным прыжком, и Нейл Блендер, катающийся по капоту старого автомобиля. Мало того, что трюки были совершенно новыми для того времени, так еще и все скейтбордисты были одеты в одни и те же кроссовки – Nike Air Jordan 1.

В течение этого года на страницах журнала Thrasher Magazine были представлены многие из моих любимых скейтеров, такие как Кристиан Хосой, Томми Герреро и Натас Каупас, все как на подбор носившие различные цветовые вариации Air Jordan 1. Я лично никогда не слышал о Майкле Джордане, но всегда носил Nike Bruins и Blazers, чтобы кататься на скейте, а потому сразу же полюбил вид этих новых высококлассных кроссовок со свушем. Переломным моментом для меня являлся тот факт, что мой кумир Марк Гонзалес в серии фотосессий и рекламных роликов (теперь уже легендарных), носил расцветку “Chicago”, разработанной Энди Такакьяном про-модели для скейтеров Vision.

Когда моя тетя вернулась из поездки в штаты с парой Air Jordan 1 “Chicago”, я был на седьмом небе от счастья. Я носил эти кроссовки до их смерти – для скейтбординга, для езды на BMX, для игры в футбол, для прогулок… Их универсальность, возможность хорошо сочетаться с любыми вещами (в любом виде деятельности), была ключом их популярности, и, в ту же очередь, долговечности.

Эту универсальную популярность и вневременной взгляд Air Jordan 1 сохраняют уже более трех десятилетий в наших сердцах и на ногах. Первые и самые простые из всех именных кроссовок Джордана смогли пробить тропу для того, чтобы стать обувью, которая по большей части имела отношение именно к уличной моде.

Его Воздушество

Хоть Майкл Джордан и не был самым стильным гуру в уличной моде (некоторые из этих оверсайз-свитеров и мешковатых джинсов на Майкле мы так никогда и не увидим), но когда 21-летний новобранец NBA ворвался на сцену в дебютном для Чикагских Быков сезоне, его влияние на стритвир было таким же впечатляющим, как и его стиль на корте.

Вышеупомянутый коммерческий проект «Banned» наряду с кампанией под лозунгом “Man Was Not Meant To Fly” (Человек не должен был летать) позволили имени Джордана и его дебютным кроссовкам распространиться по всем Штатам и стать важнейшим этапом в истории популярной восходящей звезды баскетбола.

Если бы Джордан не обладал таким же стилем, чутьем и харизмой на площадке, желание быть «как Майк» не привлекло бы внимание стольких поклонников так быстро, и наследие Air Jordan, которое мы знаем сегодня, возможно, никогда бы не продвинулось дальше дебютного силуэта.

Скейтбординг

Скейтбординг – это скорее стиль жизни, чем спорт, поэтому, не видя необходимости в командной форме скейтбордисты всегда носили все, что удобно сидит и хорошо выглядит.

Чтобы  в 1986-м году уступить место производящимся в Италии Air Jordan II, Nike значительно снизили цену на оставшийся запас Air Jordan 1, вследствие чего некоторые скейтеры уцепили себе пару кроссовок всего за $30. Nike даже отправил несколько коробок первых Джорданов ребятам из The Bones Brigade, чтобы они надели их на съемку видеоролика, который впоследствии стал определяющим для эры 1987-го года. В том самом ролике под названием «The Search For Animal Chin» все члены команды Тони Хока (на ногах у которого все же была пара свежих Vans Sk8) на всех локациях носили исключительно первые номерные.

В эпоху, предшествующую катанию в специальных кроссовках для скейтбординга и про-моделях, простые непримечательные сникеры, такие как Vans Sk8-Hi и Converse All Stars, были главным выбором скейтеров 80-х годов. С быстро развивающимися уличными трюками простая и практичная обувь довольно быстро наберет обороты и неплохо приестся, но эти высококачественные кожаные кроссовки навсегда останутся и удобной, и долговечной альтернативой.

Как только уличное катание действительно закрепилось в умах молодежи, начался массовый всплеск его популярности: Натас Каупас и Марк Гонзалес выделялись среди всех как пионеры и звезды художественной формы скейтбординга. Обувные компании закрепили свою популярность, а новые и известные бренды кроссовок стали спонсировать скейтеров. Хок подписал контракт с Airwalk (который начал внаглую копировать традиционные силуэты Vans), Гонз и Гатор отправились в Vision Street Wear (подразделение одежды их спонсора, которое занялось производством обуви), а Натас занял новый французский бренд Etnies, который разработал под его руководством первые в истории профессиональные скейтерские кроссовки. Это была определяющая веха в скейтбординге, так как на тот момент существовало уже несколько брендов, принадлежащих скейтбордистам, создающих обувь для скейтбордистов и лично одобренных скейтбордистами. Обувь Etnies от Натаса была (по иронии судьбы) вдохновлена Air Jordan 1 с использованием схожего завышенного силуэта и идентичной промежуточной подошвой.

Хип-хоп


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начиная с задней обложки дебютного альбома LL Cool J “Radio” 1985-го года, любовный роман хип-хопа с Air Jordan 1 – и со всем диапазоном линейки Air Jordan в целом – не показывает никаких признаков увядания. От Jay-Z до A$AP Rocky, от Drizzy до Kendrick Lamar, классические Джейсы украшали ноги множества ведущих артистов на протяжении многих лет. Не исключая того факта, что «Jordan 1» являются кроссовками начального уровня, именно они позволили всей франшизе Джордана стать основным фундаментном в хип-хопе, в жанре, который выделяется своими кроссовками намного больше, чем любой другой.

В течение десятилетий мода в сфере хип-хопа менялась немалое количество раз – дорожные костюмы и золотые цепи были весьма популярны в 80-х, панамы и куртки Starter – в 90-х годах, джерси и удлиненные футболки – в нулевых, и такая смена стиля никогда не заканчивалась, вплоть до последней нынешней моды на полностью черные вещи – но Air Jordan 1, наряду с классическими шестидюймовыми ботинками Timberland, благодаря своей долговечности и дизайну смогли стать основным продуктом для всего хип-хопа.

Несмотря на то, что Jordan Brand, подписавший контракты с Drake, Travis Scott и DJ Khaled, прочно укрепился в хип-хопе, данная линейка кроссовок продолжает оставаться доминирующей и в собственной спортивной сфере.

Рок 80-х

Хип-хоп и по сей день остается музыкальным жанром, в основном связанным со всей линией именных сникеров Jordan Brand. Но мало кто знает, что силуэт Air Jordan 1 был крайне популярен в Калифорнийской рок-сцене еще в середине-конце 1980-х годов.

От Bay Area до Sunset Strip, образцовый взгляд на трэш-метал и рок-панк-группы  был одним и тем же – длинные волосы, обрезанные футболки, узкие джинсы и баскетбольные кроссовки Nike.

Ларс Ульрих из Metallica, Энтони Кидис из Red Hot Chilli Peppers, Дэйв Мастейн из Megadeth и даже Slash из Guns’n’Roses были большими поклонниками расцветок «Bred», «Royal» и «Chicago» модели Air Jordan 1. Эти кроссовки продолжали вдохновлять многих современных хип-хоп-звезд, надевающих винтажные футболки с изображением рок-групп, узкие брюки и разные модели ретро-Джорданов в поисках своего индивидуального вневременного стиля.

Голливуд 

На голливудских звездах высшего уровня, таких как Джейсон Судейкис и Марк Уолберг (последний даже получил свою собственную расцветку AJ1 «Wahlburgers» в 2015-м), довольно-таки неудивительно видеть знаковые Jordan 1, ненароком засвеченные в какой-нибудь телевизионной передаче.

От сумасшедшей комедии “Полицейская академия IV” до дебютного ролика Спайка Ли “She’s Gotta Have It”, Air Jordan 1 многократно появлялись и в высокобюджетном кино, но никакая из моделей в фильмах не запомнилась людям настолько сильно, насколько это удалось той самой желанной паре на ногах Уилла Смита, сыгравшего антигероя Хэнкока в 2007-м году. Кстати, та самая расцветка называлась “Old Love New Love”.

Nike SB

Если бы Air Jordan 1 не перешли в стритвир, то Nike SB смогли бы выйти на следующий уровень уже в 2002-м году.  Но, благодаря постоянно ограниченному тиражу, бесконечным цветовым решениям и постоянно сменяющим друг друга коллаборациям, кроссовки SB все-таки смогли стать основными уличными сникерами нулевых.

Возможно, шумиха о Nike SB постепенно затихала к тому времени, когда подразделение Nike Skateboarding весной 2014 года объявило о сотрудничестве с Jumpman Brand, и те самые два проекта в рамках коллаборации выглядели просто замечательно. Мультимедиа-художник и один из создателей Dogtown Skateboards, Крейг Стикик представил в марте 2014-го года переливающиеся черно-зеленые AJ1 SB, а через несколько месяцев пару выпустила и легенда Bones Brigade Ланс Маунтин.

В то время как пара Стикика была едва ли инновационной, интересный элемент концепции Ланса действительно впечатлял. В Lance Mountain SB x AJ1 был нанесен слой краски, который специально разрабатывался для создания эффекта изношенности от катания на скейте, дабы за знакомыми расцветками Bred и Royal были заметны исходные цвета кроссовок.

Канье Вест

Я уже говорил о любви хип-хопа к силуэту Jordan 1, но в течение нескольких лет преданность Канье к этим сникерам была значительно выше любви любого другого среднестатистического репера. Мало того, с каждым годом она лишь росла.

Перед созданием собственного силуэта Air Yeezy (первого для Nike, который наградил фирменной обувью не спортсмена), пара Air Jordan 1, казалось, была постоянной деталью для любого образа Уэста. Расцветки «Bred» и «Royal» были его основным выбором и успевали отметиться как на первом ряду на Неделе моды в Париже, так и на улицах своего родного квартала Calabasas.

Ты можешь любить или ненавидеть его, но ты никак не можешь отрицать влияние Канье на то, как одеваются молодые парни (ведь именно он является одним из немногих знаменитостей, которые действительно влияют на модные тенденции и движения). А уже после расторжения контракта с Nike, на радио-программе Хуана Эпштейна в 2013-м году он и его менеджер Дон «Just Don» Кроули подтвердили, что тенденция Веста к ретро-Джорданам могла быть немного надуманной, но она, безусловно, помогла увеличить жажду к данному силуэту.

“Единственной причиной, по которой Jordan Brand имеет для меня значение, являются два человека – я и Дон. Все потому, что Don C постоянно заказывал для меня старые Джорданы, когда я еще был новичком, восходящей иконой в стиле хип-хопа.” – Канье Вест.

Коллаборации в сфере высокой моды

Стоит отметить, что очень небольшое количество различных брендов были удостоены чести создавать совместную пару на базе силуэта Air Jordan 1, а Jordan Brand всегда славился своим критическим отбором коллабораторов для общей работы.

Последняя на данный момент коллаборация – это предстоящий проект с брендом OFF-WHITE (под руководством известного дизайнера Вирджила Абло), релиз которого состоится в сентябре этого года. Проект не имеет возможности каким-либо образом оказаться провальным – хотя бы потому, что его поддержал даже креативный директор Louis Vuitton в сфере мужской одежды Ким Джонс. Безусловно, самой смелой интерпретацией стиля AJ1 на сегодняшний день является тотальное видоизменение Вирджилом классической расцветки “Chicago” – это скорее экстремальный ремикс, нежели очередная коллаборация, которую мы ежедневно привыкли видеть. Конечно, чтобы обосновать свое положительное мнение об этой модели, нужно внимательно проследить, как Джорданы от OFF-WHITE укрепятся в истории силуэта в ближайшие годы.

Непревзойденное наследие

В течение последних 30 лет силуэт Air Jordan 1 стал настолько культовым в сфере кроссовок и стритвира, что на сегодняшний день его старые расцветки постоянно попадают в тематические статьи от Highsnobiety по типу «Топ-3» и «Обращение к истории».

Благодаря необычной стилистике оригинальных Air Jordan 1, кроссовки получили огромное количество различных вариаций, включая KO, Ultra High, Pinnacle, Satin, Deconstructed, Flight, Golf Shoe, Heiress, Mid, Low, а также бесчисленные расцветки, которые позволят этой легендарной баскетбольной обуви вдохновлять сникерхедов, дизайнеров и спортсменов еще долгие-долгие годы.