2217

Формирование культуры кроссовок в России и мире

Сникеры, как много это значит в наше время. На данный момент, сникер-культура в целом поддерживается благодаря современной молодежи по всему миру, и уже с уверенностью можно сказать, что она практически утратила весь изначальный посыл. Кроссовки, как отличительные особенности участников различных субкультур, также отошли на задний план. Теперь, сникеры являются незаменимой составляющей модного образа, с упором на слово «модного», так как без активного вмешательства этой культуры в высокую моду тут не обошлось. В этой статье мы поведаем тебе о долгом пути развития самого популярного вида обуви, от самого начала и до сегодняшних дней, и попытаемся объяснить, почему именно она так плотно вошла в нашу повседневную жизнь.

Много-много истории

1830-ый год. Логично предположить, чего-либо из обуви без массивной подошвы с каблуком не было и в помине, а такие понятия, как «сникеры» или «кроссовки» еще попросту не придумали. Первопроходцем в этой теме стала британская компания “Liverpool Rubber Company”, создавшая нечто из легкой ткани и подошвы, что впоследствии было названо “keds”, или же, на русский лад, кеды. Модель обладала хорошей легкостью и прочностью, но в виду принципов и манер того века они не были восприняты народом настолько хорошо, чтобы обрести популярность по всему миру.

Многие считают, что официальной предпосылкой к образованию так называемой сникер-культуры было заимствование и последующее улучшение оригинальных кед американской компанией с незамысловатым названием ”U.S. Rubber Company”. Новая модель с узнаваемым силуэтом была официально представлена в 1892 году и запущена в массовое производство лишь только в 1917 (тяжелые раньше времена были, знаете ли).

Задумывался ли ты о значении слова «сникеры»? Из-за легкости и немного иного строения подошвы данная обувь позволяла человеку практически подкрадываться к другим, а в каких целях и зачем – наверное, никто не узнает. В любом случае, Sneak (англ.) – подкрадываться, и именно из-за этой способности они получили такое название.

“Что за странные и никому не известные бренды?” – спросишь ты. Действительно, об их активном существовании на данный момент не знает практически никто, да оно и не надо. А вот третья компания, внесшая огромнейший вклад в становление культуры кроссовок, известна чуть ли не каждому, кто более или менее связан с этой темой. Итак, тот же 1917 год. Маркус Конверс, основатель фабрики “Converse All-Stars”, разрабатывает и запускает в массовое производство первые сникеры, ориентированные исключительно на баскетбол и состоящие из той же ткани и резиновой подошвы, специально завышенные для более безопасной игры. Через 6 лет, то есть в 1923-ем, в рекламной компании этих кроссовок принимает участие один из лучших баскетболистов того времени – Чак Тэйлор, команда Indiana Hoops. Вот и первый настоящий взлет популярности сникеров, получившейся благодаря правильному рекламному ходу. Кстати, данную модель можно приобрести и сейчас, она как раз называется Converse Chuck Taylor. Естественно, ни для какого баскетбола она уже не годится, так что даже не думай в них играть.

Культура все больше и больше набирала обороты, и уже в 1924 году произошел следующий бум. Вдохновившись, скорее всего, конверсами, два брата – Адольф и Рудольф Дасслеры создают собственную обувную компанию из 12 работников, производящих по 50 пар в день. Конечно, этого было недостаточно, чтобы заявить о себе всему миру, и тогда, через год, старший брат Адольф придумывает обувь с шипами – первые беговые кроссовки профессионального класса. Артур Йонат, немецкий бегун, именно в них завоевал бронзу в забеге на 100 метров.

Вот мы с тобой потихоньку и вошли в так называемую сникер-культуру. Стоит добавить, что практически до конца прошлого века кроссовки не предназначались для повседневной носки. Было не самое легкое время, да и старые принципы сплошь и поперек заявляли об их спортивной предназначенности. В них не присутствовала ни одна из новейших технологий, никакого буста или праймнита, все инновации в основном заключались в вариантах подметки и материала верха. Все. Изначально даже силуэты были похожи один на другой, но во второй половине того века ситуация с разнообразием моделей стала постепенно улучшаться, но не будем забегать вперед.

Самый главный вывод, который мы можем вынести из всего вышеописанного: культура кроссовок в течение более ста лет была очень скудна и состояла практически полностью из спортсменов или людей, так или иначе связанных со спортом.

Сникер-культура – такая, какой мы привыкли ее видеть. Ну, или почти

После Великой Отечественной Войны нашим немецким братьям пришлось крайне плохо, бизнес приходилось возрождать практически из пепла, а Адольф и Рудольф решили разделиться – так появились всемирно известные бренды – Adidas и Puma соответственно. Чуть позже, первой придет в голову использовать спортивные площадки в качестве рекламы – это уже второй пример отличной рекламной идеи, и он также вызвал бурю интереса и популярности, наравне с первым.

Их последующая популярность дала огромный толчок появлению и развитию других брендов – Vans, Nike, Pony и так далее. Рассказывать о каждой компании в отдельности нет смысла, но можно с уверенностью сказать, что именно благодаря им зарождается настоящая культура, которая, сначала тихо и незаметно, а затем, подобно неожиданному цунами, захватывает целый мир.

Ты знаешь, что определенные модели кроссовок относятся к определенным субкультурам, которые мы затронем чуть позже. Самая известная из них – скейтбордисты. Да, это все-таки вид спорта, но в восьмидесятых это было своеобразное исключение – худощавые, неряшливые, с длинными волосами и крутыми на тот момент аксессуарами по типу банданы или большой кепки, они разъезжали по недавно открытым скейт паркам в новеньких кедах от Vans и демонстрировали свой неповторимый стиль. Тогда это все принималось совершенно не как спортивная экипировка, а как часть лайфстайла, часть, доказывающая, что ты неимоверно крутой и идешь в ногу со временем. Профессиональное значение кроссовок именно отсюда потихоньку начало терять смысл.

Но и по спортивной части все тоже было в порядке. Тогда еще было очень модно заниматься джоггингом, а он требовал хорошей пары кроссовок, которых было теперь предостаточно. Также, появляется своеобразное одобрение сникер-культуры со стороны звезд того времени – чего только стоят конверсы на Led Zeppelin. Или же, можешь вспомнить известнейший рэп-коллектив Run-D.M.C. с их песней “My Adidas” – именно они запустили тренд необычного ношения культовых баскетбольных кроссовок Adidas Superstar – без шнурков и с вытащенным язычком. На самом деле, очень и очень странный вариант ношения, но раньше были только такие вкусы. Кстати, это было практически первое взаимодействие рэп-исполнителей и какого-либо брэнда. В 2011 Adidas в сотрудничестве с Run-D.M.C. перевыпустит оригинальную пару Superstar 80s, но только теперь в свойственном коллективу стиле, и ее цена на реселле составляет около 600$, что несомненно говорит об их популярности.

Да, стоит сказать пару слов и о реселле. Принято считать, что перепродажа кроссовок началась во времена запуска баскетбольной линии от Nike под названием Air Jordan. Баскетбол в то время, да в принципе так же, как и сегодня, был популярен по большей части среди чернокожих. Популярность номерных Джейсов среди них выросла настолько, что практически каждый черный подросток мечтал увидеть новую баскетбольную пару на своей ноге – неважно, занимался он этим спортом или нет. Так вот, некоторые сообразили, что все хотят, но не все могут найти, вследствие чего готовы отдать большие деньги за какую-либо пару. Первыми часто продаваемыми сникерами стали первые, четвертые и одиннадцатые номерные, а тогда еще пошло понятие «редких расцветок», из-за чего бизнес реселлеров достиг неимоверных высот.

Многие аналитики считают, что кроссовки как предмет коллекционирования практически иссякает, в большинстве случаев из-за развития их популярности в субкультурах, не имеющих совершенно никакого отношения к сникер-культуре. То есть, объясняясь более простыми словами, какой-нибудь Seapunk ничего не понимает в кроссовках, но считает по какой-то собственной традиции носить исключительно такую-то модель. Таким образом, сникер-культура постепенно разрушается из-за вмешательства в нее групп лиц, не имеющих ни малейшего понятия о том, куда он лезет.

Ты наверняка помнишь фильм «Назад в будущее», где Майкл Джей Фокс одел футуристичные самозашнуровывающиеся кроссовки с логотипами Найки. Тогда, это был очередной удачный пиар-ход, но в не таком уж и далеком 2011-ом году компания действительно выпустила подобные кроссовки, а в 2016-ом произошел их ререлиз, но теперь с автоматической функцией шнуровки. А теперь представь себе, допустим, пирамиду, цепочку от самых желаемых сникеров до самых низших, и ты уже догадываешься, где стоят эти самые Nike Air Mag. Без лишних слов, просто добавим, что на некоторых торговых площадках их можно приобрести себе в коллекцию всего за каких-то 40000$.

Кстати, в 2003-ем году Adidas открывает новую линейку под названием Originals, именно оттуда началась любовь сникерхэдов к винтажным моделям.

Сникеры, ну куда вы лезете

Ни одна история еще не обходилась без неприятных историй, как например, слияние сникер-культуры с политикой. Это очень и очень долгая тема, требующая отдельной статьи. От себя можем сказать только то, что одной из главных причин, начавших весь этот долгий и непринимаемый со стороны брендов конфуз, является участие немецких спортсменов в Олимпиаде 1936-го года, которые одели классические модели кроссовок от Adidas. Позже, New Balance тоже попала под раздачу, но теперь уже немного в другом политическом ключе. Стоит добавить, что ни одна компания не соглашается с подобными заявлениями в ее сторону и напрочь исключает возможность поддержки нацизма, расизма и так далее.

Сейчас ты прочитаешь кое-что о нашей стране, но нельзя не добавить, что в России сейчас крайне модно носить кроссовки, имеющие отношение к какому-либо политическому движению или партии. Эта мода захватила только молодое и несмышленое поколение, но если вдруг ты им уподобляешься, то быстро выбивай эту дурь из головы, то, что сейчас напридумывали маленькие детишки, не имеет практически никакого отношения к этому темному прошлому.

Что насчет СССР и России?

Все начиналось довольно скудно. Из-за железного занавеса СССР люди практически не знали о новых моделях, а среди народа были распространены именно кеды. Да-да, те самые кеды, придуманные практически два века назад. Чуть позже все докатилось до того, что кроссовки от Nike и Adidas можно было приобрести исключительно на черных рынках, что сейчас звучит довольно глупо. Получилось так, что только те, кто хотел идти в ногу со временем и одеваться модно, мог позволить себе брендовые сникеры за большую наценку (в этом случае тоже проявляется какой-то вид реселла, не так ли?). Затем, когда занавес не совсем до конца, но опущен, по сложившейся тенденции отставания Россия использовала кроссовки исключительно для занятий спортом. Да, была единственная площадка для скейтбординга в Саратове, но её было более чем недостаточно, чтобы направить русскую сникер-культуру в нужное русло.

А началось все со старых пар Vision, которые поступили в продажу в 1992-ом в Детском Мире по цене в 45 рублей. Они были предназначены для скейтбординга, а потому русские, узнав о направлениях американцев, начали свои модные похождения именно с них. Позже появились Airwalk, DC, и, наконец-то, Vans. Затем, приблизительно 10 лет назад, открываются магазины Frontline и Seven Boardshop, которые попытались рассказать москвичам о современных трендах в культуре кроссовок.

Что мы имеем на данный момент? Множество тематических магазинов, сосредоточенных в основном в больших городах страны и осуществляющих доставку по всей России. В общем, русское комьюнити идет медленными, но верными шагами вперед, и, на наш взгляд, скоро сможет поравняться с американским. Хотя «скоро» — это вещь достаточно продолжительная, ведь до сих пор в небольших городах можно найти такие балласты – магазины, пользующиеся популярностью и продающие что-то по типу Circa или Osiris.

Итог

Сникер-культура на данный момент стала одной из самых популярных и массовых культур среди молодежи. В ней принимали и принимают участие различные артисты, как, например, Канье Вест, интересную статью о котором ты можешь прочитать в нашем блоге, современные художники, в общем, мастера своего дела. Наравне с интересными коллаборациями развивается и реселл, в котором на данный момент ежегодно проворачиваются сделки общей суммой в 1 миллиард долларов – неплохо, правда? Повсюду открываются новые магазины, привлекающие все большее и большее количество людей, а бренды не стоят на месте, как Адидас в 93-ем, а движутся дальше, продвигая свои новейшие технологии и интересный дизайн. Они носятся вместе с одеждой от известных дизайнеров, и никто не считает это смешением разных стилей, ведь кроссовки и мода слились воедино, как и их рынок. В общем, нас ждет еще много-много всего интересного, а чтобы с честью вступить в ряды сникерхэдов, то почаще заглядывай в наш блог – уж мы-то тебе покажем что к чему.