466

Tisza – сникер-бренд, застрявший во времени

В далеком 1939 году Томасу Джей. Бата, как потомку семейства известных обувных мастеров Bata Shoes из Будапешта, потребовалось открыть собственную фабрику. И все бы ничего, но война, обрушившаяся на Европу в то время, причинила колоссальный ущерб заводу и всей Венгрии в целом. Фабрика не функционировала долгое время, но все же смогла вернуться в строй немного в другом ключе. Дело в том, что после окончания войны уже Социально-коммунистическая Венгрия функционировала по другим законам и правилам. Огромное помещение, полностью готовое к работе над обувным делом, перешло в руки к властям (глобальная национализация никого не пощадила), фабрика получила название второй по величине венгерской реки – Тиса. Tisza, подобно многим коммунистическим заводам, работала на обеспечение простейшей обувью высших должностных лиц СССР, в частности – Национальной Гвардии и Министерства Обороны. Ежегодно, ботинки фабрики Tisza поставлялись тиражом 10 миллионов пар, и шансов стать известным производителем у нее, естественно, не было. 

По определенным причинам, которых мы, конечно же, не знаем, главенствующие лица Венгрии решают заключить контракт с компанией Adidas, которая в то время была на самой вершине своей популярности. 1972 год – переломный год для фабрики. Tisza кардинально меняет свое направление и начинает производить модели немецкой компании, которые сначала поставлялись на полки венгерских магазинов и других стран СССР, а вскоре и вовсе перешли на европейский рынок. В частности, кроссовки фабрики Tisza пользовались особой популярностью в Англии. 

Интересен тот факт, что нынешняя Tisza не рассказывает о данном сотрудничестве с Adidas. На сайте бренда можно увидеть краткую историю развития фабрики, но в ней ни слова не говорится о работе с немцами, что на наш взгляд, все-таки правильно для поддержания репутации компании. 

1980-ые года запомнились работникам фабрики в первую очередь окончанием срока действия контракта с Adidas. По классическому плану действий, после такой ситуации фабрика должна придти в запущение, работники должны быть уволены, а оборудование распродано. Но нет! Венгры-работяги решили не сидеть сложа руки. Используя материалы, оставшиеся от моделей Adidas Samba, они начали клепать свои кроссовки, внешне не отличающиеся от своего немецкого прародителя – ни материалами, ни технологиями. Видоизменённым стал только логотип – три полоски без проблем заменила буква “T” с большим разделением по середине, а в одной из первых моделей классический золотой брендинг adidas в рамочке был переделан на новоиспеченное название – “Martfü” (в честь местечка, где находилась сама фабрика). 

И все бы ничего, локальная популярность бренду была обеспечена, но в 90-ые для фабрики вновь начались темные времена. Популярность Nike и Adidas окончательно перебила интерес к венгерской компании, а распад СССР ознаменовал начало постепенного уменьшения прибыли с продаж. Как результат – Тису в состоянии полусмерти выкупает малоизвестная компания из Будапешта Clash Kft (это был уже 2003 год) и вновь возобновляет линейку кроссовок Tisza, которые, на минуточку, так и продолжали собираться вручную. Тем не менее, возрождение произошло не очень удачно, и в 2009-ом компания официально заявляет о своем банкротстве. Что произошло далее – бренд и СМИ умалчивают, поэтому то, как Tisza смогла восстановиться (уже в третий раз) мы вряд ли когда-нибудь узнаем. 

А что же с брендом на данный момент?

Все очень и очень неоднозначно. С одной стороны, фабрика пошла на поправку: венгры продолжают вручную собирать кроссовки уже на двух заводах близ Будапешта. Тиса дополнила линейку обуви, принялась за производство фирменной одежды и аксессуаров, но! Создается впечатление, что вся их продукция застряла в 80-90-ых годах прошлого столетия. Здесь ты не увидишь новых технологий в создании кроссовок, практически все силуэты идентичны старым силуэтам Adidas, а относительно высокие цены за ручное производство окончательно отпугивают последних среднестатистических покупателей, обративших внимание на венгерский сникер-бренд. На сайте присутствуют даже коллаборации с малоизвестными локальными магазинами, но все они в 2017-ом выглядят мягко говоря… не очень. В общем, итог такой: если на чем-то и держится этот бренд, то только на ценителях винтажной продукции, ведь для них подобный ассортимент – находка. Если ты не относишься к подобной категории людей – смело проходи мимо.

Коллаборация TISZA X TOMCSÁNYI – одна из наиболее приятных коллабораций этого бренда. Или нет.